Гримасы копирайта

Пока мы в нашей варварской стране наслаждаемся свободным прослушиванием всей музыки мира (кроме песен Сергея Лазарева), цивилизованный мир выводит защиту авторских прав на новый уровень. Сразу две удивительных истории, связанных с копирайтом, развернулись по разным сторонам Атлантики.

В США Microsoft подал мощнейшую патентную заявку: в ней предлагается продавать контент по человекопросмотрам, а затем следить, сколько человек его смотрит, с помощью камер (слово “Kinect” в патентной заявке не фигурирует, но, думаем, подразумевается). То есть если вы закупили три человекопросмотра “Аватара” и позвали в гости пятерых друзей, система распознает обман и совершит “remedial action” (страшно представить, что именно под этим имеется в виду).

Разумеется, большие компании патентуют все пришедшее им в голову (что само по себе тоже гримаса копирайта), и к реальной жизни многие их заявки не имеют никакого отношения. Разумеется, такая система защиты выглядит легкообходимой, пока она не выглядит как видеопросмотр в «Заводном апельсине» (см. кадр выше). Но сам факт, что кому-то подобное всерьез приходит в голову, нас уже пугает. С нас завтра не потребуют оплату миллиона человекопросмотров «Заводного апельсина» за то, что мы разместили один кадр и вы все его увидели?

Другая история развернулась в Европе, и ее главный герой — Sony Music. Недавно в Евросоюзе решили продлить срок копирайта с 50 лет до 70 (в народе это получило название “Закон Клиффа”: благодаря нему рок-н-ролльщик Клифф Ричард не прекратит сейчас получать отчисления с продаж своих хитов начала 60-х). Однако это продление касается лишь записей, уже изданных к тому моменту, когда им исполнилось 50. А если что-то пролежало полвека на полке, оно автоматически становится общим. У Sony Music есть неизданные записи Боба Дилана 1962-го и 1963-го — там не что-то невероятное, а, наоборот, не самые удачные студийные дубли (поэтому в альбомы они и не попали), но в мире хватает преданных фанатов Дилана, которые заплатят и за такое. Поэтому руководство лейбла решило, что надо срочно издать записи, чтобы не потерять на них права — однако сделало это оригинальным способом.

Во-первых, тираж нового четырехдискового издания составил всего сотню копий, случайным образом разосланных по разным европейским магазинам (то есть оно было выпущено настолько для галочки “мы-издали-продлите-копирайт”, что о поклонниках, желающих прийти за этими дисками в магазин, никто не думал в принципе). А во-вторых, в Sony решили не скромничать: хотя официально бокс-сет называется “The 50th Anniversary Collection”, у него есть еще и не менее официальный подзаголовок “The Copyright Extension Collection Vol. 1”. Ну, то есть, примерно с тем же успехом можно было бы написать на обложке “На что только ни пойдешь ради бабла Vol. 1”. Фанаты, с одной стороны, негодуют из-за такого подхода, а с другой — хотят заполучить бокс-сет как жемчужину своей коллекции, поскольку из-за маленького тиража он тут же стал редкостью.

Нас, впрочем, удивляет другое. Хотя бокс-сет издан минимальным тиражом, все его содержимое, разумеется, уже попало в интернет и было скачано всеми фанатами, которым не досталось физической копии. И когда (через десять лет) Sony решит-таки издать то же с красивой обложкой большим тиражом, эти давно заслушанные всеми желающими записи будут уже куда менее привлекательной покупкой, чем сейчас. А с больших денег, за которые сейчас фанаты перекупают экземпляры друг у друга на eBay, Sony ничего не получает. Вопрос: не кажется ли вам, что уроборос копирайта наступил на грабли и в итоге получит куда меньше денег, чем если бы сразу издал записи в нормальном виде вместо издевательского?

Кстати, этот иллюстрирующий логику женщин и мейджор-лейблов GIF сделан из сцены сериала Community, которому еще нет 70 лет, так что из-за его использования мы, наверное, что-то нарушаем. Надеемся, это что-то из законов цивилизованного мира, а не России.
http://www.siliconrus.com/2013/01/grimasy-copyrighta/

Related Posts