В предыдущем материале мы познакомились с двумя домами Помпей, представляющими собой, можно сказать, разные полюса среди богатых жилищ этого города. В этот раз Юлли Улетова, автор сайта «Помпеи: шаг за шагом», предлагает осмотреть еще три дома из тех, что в феврале открылись для посещения после реставрации, а затем, как и весь Археологический парк, закрылись на карантин.


Все дома, о которых пойдет речь, расположены в южной части города, в I районе. Они не слишком большие и с роскошью Дома Фавна или Дома Веттиев их отделку не сравнить, но в каждом из них есть свои привлекательные особенности.

Все дома, о которых мы расскажем, уже открывались для посетителей в XX веке, однако последние десятилетия их техническое состояние было настолько плачевым, что потребовалась многолетняя реставрационная работа, чтобы они могли вновь принимать гостей.

При этом каждый дом обладает своей «изюминкой» и не похож на другие.

Дом Влюбленных

Название дому дало граффити на восточной стене его перистиля: «Влюбленные, подобно пчелам, ведут жизнь, сладкую, как мед» (Amantes, ut apes, vitam melitam exigunt).

Дом был открыт в 1933 году. К этому времени, как мы уже говорили, археологи шли рука об руку вместе с реставраторами, и сразу после освобождения участка от вулканических наслоений Дом Влюбленных получил крышу.

Почти вся его художественная отделка, за исключением единичных помещений II «стиля», решена в IV «стиле». В плане дом представляет собой стандартный набор помещений, как бы «нанизанных» на прямую линию взгляда от двери, — вестибул, атрий, перистиль. Вокруг атрия и перистиля так же традиционно организованы комнаты.

Здесь так же, как в Доме Веттиев, нет таблина-кабинета между атрием и перистилем. Возможно, хозяин дома не нуждался в представительском помещении для клиентов или деловых партнеров, потому что был вольноотпущенником и сам был обязан являться по утрам к своему патрону. Или занимался делами в одной из комнат, пристроенных к атрию или перистилю.

Атрий украшен росписью IV «стиля» — красные панели с небольшими картинами в центре над черным цоколем. Сюда выходит большая столовая-триклиний с мифологическими картинами на светлых панелях, пара спален-кубикул и экседра, так же отделанные в светлых тонах, повторяющая декор атрия комната у входа и еще несколько небольших помещений, скорее всего жилых.

Самым значимым архитектурным элементом дома является хорошо сохранившийся второй этаж небольшого сада-перистиля. Оба его этажа поддерживали колонны портика, а внутренняя часть была отгорожена от него невысоким бортиком, в верхней части которого идет желоб. Сейчас садик восстановлен — его заполняют невысокие кусты строгой обрезки.

По двум сторонам портика сада расположены комнаты различного назначения, включая кухню и туалет. Почти все они тоже украшены фресками IV «стиля»: три яруса — цоколь, большие панели центральной части и верхний.

Панели украшают небольшие картины и медальоны. Живопись сохранилась не слишком хорошо, но есть описания изображений 1960-70 годов — стены дома украшали животные, птицы и небольшое количество картин с мифологическими сюжетами.

В некоторых комнатах реконструированы росписи потолков. Это весьма кропотливая работа — часто штукатурка потолков сохранялась в виде осыпавшихся на пол фрагментов. Собрать их, очистить, укрепить на своем месте — титанический труд помпейских реставраторов, которыми Археологический парк очень гордится.

Через полвека после открытия — во время сильного землетрясения 1980 года — Дом Влюбленных пострадал настолько сильно, что его пришлось закрыть для публики. А последующие десятилетия привели его к такому аварийному состоянию, что даже технические специалисты Помпей опасались туда заходить.

Комплексная реставрация дома потребовала долгого времени и заключалась в укреплении кровли и полов, очистке и укреплении росписей, приведении в порядок зеленых насаждений садика. В атрии обновлена музейная витрина с находками, сделанными в доме в 1930-х годах (жаровней, бронзовой лампой, костяными петлями и тому подобным).

Дом Фруктового Сада

Дверной проем Дома Фруктового Сада увенчан строгим дорическим антаблементом на капителях в виде каменных блоков. Здесь сразу при входе современных посетителей встречает интересная деталь — гипсовая отливка фрагмента истлевшей за два тысячелетия двери.

Впервые заполнить гипсом полости в вулканическом грунте над Помпеями пришло в голову управляющему Помпей Джузеппе Фиорелли в 1870 году. Впоследствии этот прием удалось повторить много раз, получив отливки не только дверей, но и мебели, и даже человеческих тел. А в 2018 году археологам Помпей удалось получить слепок погибшей при извержении в 79 году лошади.

Но вернемся в Дом Фруктового Сада, раскопки которого начались в 1913 году, — при управляющем Витторио Спинаццоле, а продолжены были лишь в 1951-м — уже при Амедео Майюри.

Он небольшой и вытянут вдоль восточной стороны 9 инсулы. Владение имеет стандартную атриумную планировку, с которой мы уже познакомились выше: сквозь вестибул хорошо виден атрий, за ним — таблин и далее просматривается внутренний садик-перистиль.

Как часто бывает в атрии, с обеих сторон от вестибула расположились служебные комнаты. В левой находилась лестница на второй этаж дома, а справа — лавка, через которую можно было выйти на улицу. В этом магазинчике было найдено 150 винных амфор.

Восточную сторону атрия занимали три комнатки. К сожалению, никакой отделки в атрии и прилегающих помещениях не сохранилось. За исключением двух из трех упомянутых комнат.

Вероятнее всего, это были кубикулы — комнаты для ночного сна. Их отделка — настоящее сокровище этого дома. В обеих комнатах стены украшены картинами сада.

Обычно такая роспись-«обманка» использовалась в общественных зонах дома, как бы «увеличивая» пространство помещения и заставляя гостей восхищаться реалистичностью изображения. Или во внутренних садиках — там этот прием (он называется «тромплей») позволял избежать «замкнутости», «ограниченности» зеленой зоны стенами. Нарисованная растительность поддерживала живую и продолжала ее в перспективе.

Здесь же одни из самых ярких примеров подобной живописи, найденных в Помпеях, спрятаны в комнатах, которые не предназначены для посторонних взглядов, — в спальнях. Поэтому, к слову, дом имеет второе название — Casa dei Cubicoli Floreali, то есть Дом Цветочных Кубикул (спален).

Фрески в обеих комнатах относятся ко времени императора Августа, то есть, к III «стилю». Полы украшены геометрическими мозаиками в технике коччопесто.

В одной из кубикул художник изобразил залитый светом сад на фоне нежно-голубого неба. Ровными рядами стоят фруктовые деревья, отделенные от зрителя легкой изгородью. Сад украшен статуями в египетском стиле и пинаками — небольшими сюжетными картинами на мифологические, связанные с культом Диониса, темы.

Верхний ярус облюбовали разные птицы, сидящие и летящие меж пинак с египетскими сюжетами, его завершают гирлянды из листьев с театральными масками — символами культа Диониса.

Растения — листья, плоды, цветы — выписаны так тщательно, что специалисты смогли определить их виды. Таким образом, сад не был особенно фантазийным, в нем росли те же деревья, что и в садиках многих помпейских домов: персики, сливы, лимоны и другие.

Во второй кубикуле сад иной — ночной и более загадочный. Здесь солирует фиговое дерево, ствол которого обвивает змея — символ процветания.

По другим стенам можно заметить персиковые, лимонные, сливовые и прочие фруктовые деревья. Сад, как и соседний, полон птиц.

Интересно, что нижняя часть этой кубикулы, что на фотографиях, демонстрирует II стиль — ограду сада с фонтаном и вазами. В этой комнате фрагментарно сохранилась роспись свода. При Майюри здесь демонстрировалась небольшая бронзовая жаровня.

В начале I века нашей эры, в правление Августа, в Помпеях были популярны мозаики и особенно росписи на египетскую тему. Часто владельцы домов с таким декором были последователями соответствующего культа. Для поклонения египетским богам у адептов их культов имелся свой храм Исиды на Треугольном форуме.

Чтобы попасть из атрия в перистиль, можно было пройти по узкому короткому коридорчику (он называется ала — «крыло») вдоль таблина. Последний до сих пор демонстрирует мозаичный пол и — совершенно потрясающе — архитектурный элемент верхнего этажа с сохранившейся росписью II «стиля».

Среди помещений, с трех сторон окружающих перистиль, стоит отметить триклиний с прекрасной росписью III «стиля» в виде черных панелей, разделенных цветными бордюрами.

На основных картинах в центре каждой стены — мифологические сюжеты: Дедал и Икар; Актеон и Артемида и Троянская война (или, возможно, сцена из Фиванского цикла). В пинаках верхнего яруса снова встречаются египетские сюжеты и мотивы. И вновь геометрическая мозаика на полу.

Оказалось возможным восстановить и облик садика: в нем в деревянных ящиках, расставленных в геометрическом порядке, были высажены невысокие кусты, а центр украшал большой олеандр.

Даже неспециалисту понятно, что хозяин дома в украшении интерьеров следовал определенной концепции, немаловажным элементом которой были символы и мифология дионисийского и египетского культов.

Не будет ошибочным предположение о его причастности к этим религиозным группам, но, к сожалению, имена, найденные в виде граффити на стенах дома (Эвплия, Публий Петроний Сатурнин, Фортуната и другие) ничего нам не говорят.

Дом Корабля «Европа»

К раскопкам и реставрации этого дома археологи Помпей приступали несколько раз — в 1951-61, 1972-73 и 1975 году. Последние несколько лет здесь проводилась реставрация с учетом последних научных и технических требований.

Когда-то этот дом принадлежал людям высокого социального статуса, о чем свидетельствуют сохранившиеся детали старой великолепной отделки в I «стиле». Он вместе с большим садом занимал целую инсулу.

Новые же хозяева, люди, очевидно, с коммерческой жилкой, переоборудовали его под свои нужды — занятие сельским хозяйством. Никакого атрия, таблина — ничего лишнего. Сразу за входными фауцами начинается перистиль, по двум его сторонам идут ряды комнат и служебных помещений (кухня и туалет).

Перистиль тоже перестроили более утилитарно — колоннаду с одной стороны портика наглухо заложили камнем, в углу устроили небольшой бассейн, где на момент извержения стоял с десяток амфор. В зеленой зоне перистиля стояло несколько больших горшков — долий.

На северной стене перистиля кто-то выцарапал большой торговый корабль в окружении лодочек и подписал его название — «Европа». Это граффито и дало название дому.

В одной из комнат устроили конюшню. А сад полностью заняли виноградник, плодовые (фрукты, оливки, орехи) деревья и огородные посадки. Здесь росли фасоль, лук, капуста и так далее.

Это был один из первых открытых в Помпеях сад, продукты из которого явно шли на продажу, а не только на стол обитателям владения. Кроме того, в хозяйстве присутствовали коровы, свиньи, козы, овцы и куры. Для охраны в доме держали собак.

Сейчас виноградник восстановлен и входит в совместную программу Археологического парка и винодельни «Мастроберардино». Ежегодно в Помпеях проводится Праздник урожая, главным героем которого является вино, произведенное из винограда древнего города.

Можно представить, насколько разнообразны были дома Помпей в живом городе. Не менее разнообразной была и их отделка, в элементах которой даже сейчас можно уловить приоритеты хозяев, род их занятий, а то и происхождение.

Если после окончания карантина вы решите посетить Помпеи, обязательно загляните на сайт Археологического парка. Здесь публикуется список домов, открытых для посещения, и своевременно сообщается обо всех закрытиях на ремонт и реставрацию.

Источник

ПОДЕЛИТЬСЯ:
bhojpuri video dow pornthash.mobi sky movie in south
reshma fucking videos redpornvideos.mobi choda chudi wala
kerasex myxxxbase.mobi www.sexywife.com
افلام سكس كترجمة supercumtube.com اخ ينك اخته
kamapishasi orgypornvids.com girls in saree
عارية تماما freeporn8.net lkj]dhj hldv hg/ghl
افلام سكس اجنبية مترجمة meyzo.info صور سس
steamed lapulapu teleseryeepesodes.com what time is jessica soho
نيك البنت freepornarabsex.com افلام سكس جميلة
صور ازبار مصرية arabsgat.com سكس زوج الام مترجم
dtvedio pornotane.info indian porn sex.com
لحس اقدام البنات sosiano.com شعر الابط سكس
indian college sex stories tubzolina.mobi ashwitha nude
delivery bitch mama super hentaihd.org thefaplist
xxxxxxxxxxxxv indianpornvideos.me kowalskypag