Артем Разумков — основатель компании «Сателлит Инновация», который разрабатывает ПО для видеоанализа. В России продукт выходит под брендом Macroscop, за рубежом — Eocortex. Разумков закончил физический факультет Пермского государственного университета по специальности «Компьютерные системы и телекоммуникации». Несколько лет работал в компании «Энергокомплект-Пермь», которая занималась установкой камер видеонаблюдения для систем безопасности. Тогда у него появилась идея создать аналог поисковика для видеокамер, с помощью которого можно было бы находить на записи фрагменты по заданным параметрам. В 2008 году вместе с другом Александром Коробковым разработал проект стартапа, по которому получил 1 млн руб в Фонде Бортника. На эти деньги они открыли компанию.
Google к нам не обращался. Пока
— Вы буквально «на кухне» сделали то, что не смог целый Google с его почти ничем не ограниченными возможностями — научились индексировать и обрабатывать видео?
— Разрабатываем технологии и создаем продукты мы, конечно, не на кухне. Команда больше чем из 100 человек физически там не поместится. А если серьезно, то видео обрабатывается и индексируется по-разному, да и цели могут быть многообразными. Наши продукты предназначены для систем видеонаблюдения. Google на этом не фокусируется. О конкуренции с ним в настоящий момент речи не идет.
— От Google или Amazon еще не поступали предложения о продаже компании за миллиарды долларов?
— Конкретно от Google и Amazon не поступали. От других периодически поступают. Но суммы там, увы, не миллиарды долларов, а в десятки раз меньше.
Что умеют умные камеры
— Расскажите подробнее о возможностях IP-видеокамер. В чем их отличие от традиционных моделей?
— Если говорить не только о наших моделях, а о технологии в целом, то такие камеры транслируют видеосигнал не в аналоговом виде по кабелю, а с помощью цифрового сигнала, полностью подготовленного к передаче по компьютерным сетям и в интернете. Изображение с таких камер более качественное, его можно просматривать удаленно и защищать паролем. В отличие от аналоговых камер, данные с которых были доступны лишь постфактум, с цифровой техникой можно работать в режиме реального времени.
Это самые общие отличия, связанные с особенностями записи и передачи данных. Но отсюда вытекает много производных. Цифровые камеры видеонаблюдения сегодня объединяют в себе функции других систем безопасности: охранной сигнализации, датчиков задымления или системы контроля доступа. Камеры, объединенные в сеть, могут действовать как хорошо согласованная группа людей. Если на участке установлено несколько камер и одна из них вышла из строя, соседние возьмут под контроль слепую зону, насколько это возможно, а оператору поступит сигнал о неисправности.
Первые камеры видеонаблюдения появились в 1942 году, когда Вальтер Брух установил одну из них на полигоне, где проходили испытания ракеты Фау-2. Это было нужно, чтобы с безопасного расстояния следить за ракетами, которые часто взрывались на старте. Тогда камеры могли просто передавать изображение и всё. По мере развития технологий возможности камер расширялись: появилась функция записи, а изображение стало цветным. Первые IP-камеры в 1996 году представила компания Axis. В начале нулевых годов производство камер нового формата начали лидеры отрасли — Samsung, Sony и Panasonic. Сначала каждый производитель разрабатывал собственные кодеки и стандарты передачи данных, однако по мере того, как IP-камеры набирали популярность, стало понятно, что нужно выработать единые стандарты, чтобы устройства могли взаимодействовать между собой. В 2008 году были разработаны два стандарта: ONVIF и PSIA. Часть производителей поддерживает оба стандарта. Сначала камеры совершенствовались преимущественно в сторону увеличения разрешения, однако по мере роста цифровых технологий их функционал расширялся. Появились детекторы движения, «тревожные» датчики (например, повреждения окон), счетчик объектов и прочие.
Ведущие производители камер: Samsung, Panasonic, Hikvision, Dahua, Falcon eye, Geovision.
— В чем основное ноу-хау вашего изобретения?
— Некоторые считают, что есть универсальные алгоритмы обработки видео, с помощью которых можно и ролики на YouTube делать, и в системе видеонаблюдения использовать. Это не так. Мы тестировали десятки алгоритмов, которые находили в литературе и интернете, и каждый раз убеждались, что для конкретных задач охранного видеонаблюдения они не подходят. Алгоритмы не подходили, потому что не использовали технологии нейросетей глубокого обучения. Они были слишком примитивными.
Быстрое индексирование в видеоархиве — наша собственная технология, благодаря которой в видеозаписи можно искать объект по приметам, как вы это делаете с текстом, зная корень слова. Наш софт работает примерно так: человек вводит параметры объекта (направление движения, цвет одежды и другие), а система находит видеофрагменты. Поисковики всё еще не научились индексировать свои видео в видеохостингах, пока там можно искать только по текстовым меткам. Так что на этом рынке для всех есть большое поле для работы.
Мы делаем технологии узко ориентированными на системы видеонаблюдения и позволяющими в реальном времени обрабатывать видео с сотен камер на одном сервере. Эти технологии упакованы в удобные продукты для обеспечения безопасности и повышения эффективности производственных процессов и бизнес-процессов. Поэтому сравнение с универсальным распознаванием образов не очень уместно. Из высокоуникального у нас есть технология быстрого индексирования, функции поиска в видеоархиве по приметам и межкамерного трекинга. На это у нас есть патенты. Межкамерный трекинг — это возможность автоматического слежения за объектом на записи с нескольких камер. Например, вы определяете человека, чьи перемещения нужно отследить, а наш софт выдает все записи со всех камер на объекте с участием этого человека в хронологическом порядке. Из сотен часов записи формируется материал, который нужен в данный момент с нужным объектом.
Наш софт может найти человека с видеозаписи по приметам. Например, точно известно, что в объективы камер попадала темноволосая женщина в синем платье с красной сумочкой. Достаточно ввести эти показатели, и через несколько секунд система найдет все фрагменты, подходящие под описание. Если речь идет о поиске пропавшего человека или преступника, такая технология экономит огромное количество времени, и это может оказаться решающим.
Трекинг обеспечивает безопасность объекта. Камеру можно запрограммировать таким образом, чтобы она отслеживала перемещение объектов — людей, машин и прочего. Можно задать конкретные критерии: минимальный размер объекта (например, чтобы система не реагировала на домашних животных), время нахождения на территории или пересечение запретной зоны. Если какое-то из заданных событий произойдет, система отправит уведомление на электронную почту или смартфон.
— Какие еще возможности есть у IP-камер?
— Многие функции зависят от того, где камера используется, и от потребностей конечного клиента. Определение и распознавание лиц можно использовать не только для того, чтобы найти на видеозаписи человека. АЗС с помощью этой функции отслеживают появление посторонних на участках, куда доступ запрещен — например, около насосной станции. А магазины получают информацию о появлении VIP-покупателя или человека из черного списка — как только он появится в зоне видимости камер, ответственные лица получат push-уведомления.
Это только один пример, на самом деле их много. На открытых пространствах часто нет смысла устанавливать детекторы дыма и огня. Однако это не значит, что там не может произойти возгорание. Для своевременного оповещения об инциденте камеру можно запрограммировать таким образом, чтобы при появлении в кадре дыма ответственным лицам отправлялось уведомление. В крайних случаях можно даже автоматически вызвать пожарную бригаду.
— Используется ли в вашем ПО система искусственного интеллекта?
— Если под этим понимать использование нейросетей глубокого обучения, то да, они внутри наших продуктов применяются. Камера умеет распознавать цвета, выделять объекты из фона.
Клиенты и санкции
— Кто сейчас является основным покупателем вашего продукта? Частные лица, бизнес или государство?
— Мы работаем в сегменте B2B. Основные прямые покупатели — дистрибьюторы и системные интеграторы, которые обеспечивают предприятия охранными системами. Через них продукт доходит до конечных пользователей, которые, пожалуй, тоже бизнес — банки, магазины, склады и другие организации, которым необходимы системы видеонаблюдения.
— На что вы все-таки больше ориентированы: на продажу оборудования, ПО или же услуг?
— На продажу программного обеспечения. В общем-то, Macroscop — классический вендор тиражируемого ПО. Мы самостоятельно инвестируем в его разработку и продаем лицензии на него десяткам тысяч пользователей. Также мы являемся вендором оборудования — сетевых видеорегистраторов, но и они основаны на разрабатываемом нами ПО.
— Вы попали под санкции, с чем это связано? Кто-то испугался конкуренции?
— Если имеются ввиду ограничения на Украине, то мне неизвестна логика их введения. Они распространяются на такие компании, как «Яндекс» и «Сбербанк» — возможно, были выбраны лидеры в определенных отраслях, и Macroscop оказался среди них как лидер в области софта для видеонаблюдения.
— Экономика в нашей стране давно стагнирует, но вы успешно вышли на международный рынок. Что должно произойти, чтобы вы полностью перевели бизнес из России в более удобную юрисдикцию?
— Мы организовали дистрибьюцию в 55 странах, но вся наша команда в России. Команда — ключевой элемент. Не могу представить, что должно произойти для ее полной релокации.
— Системы видеонаблюдения прав граждан не нарушают. Насколько российские власти заинтересованы в повсеместном распространении систем видеонаблюдения? Можно ли сказать, что мы стремимся к китайской модели тотального контроля и социального рейтинга?
— Система видеонаблюдения сейчас есть практически в каждом здании —– и внутри, и снаружи. И не только государственном. Исключением является, пожалуй, только жилье людей. Поэтому можно говорить о повсеместном распространении. С другой стороны, каждый квадратный метр сейчас камерами не просматривается. У меня нет информации о планах внедрения модели социального рейтинга на основе идентификации на видео, но степень контроля, пожалуй, возрастает.
— Вряд ли кто-то из граждан РФ давал «Сателлит Инновации» или какому-либо ее партнеру согласие на обработку своих биометрических и персональных данных. Как согласуются сбор, хранение и обработка изображений людей с законом о защите персональных данных?
— «Сателлит Инновация» в настоящий момент не обрабатывает и не хранит персональные и биометрические данные людей. Ни в собственности, ни в аренде у нас нет никаких дата-центров, где могли бы храниться такие данные. Мы предоставляем продукт, который используется при внедрении систем видеонаблюдения. Владеет системой и эксплуатирует ее не «Сателлит Инновация» и в большинстве случаев даже не партнер, а конечный пользователь. Он и должен обеспечить соблюдения требований законодательства, например, получить согласие от граждан. Но в большинстве систем видеонаблюдения, внедренных на данный момент, никаких фамилий и иных подобных идентификаторов не хранится, и даже не ведется построение биометрических индексов. Это обезличенная информация, на основе которой можно строить статистику, а не компроматы.
— Какие тенденции развития отрасли и технологий сейчас существуют?
— Понятно, что потребители заинтересованы в том, чтобы получать как можно более качественную картинку. Поэтому производители, и мы в том числе, работают над повышением четкости изображения. Большое внимание уделяется повышению качества съемки в сложных условиях, например, при слабой освещенности.
Повышаются требования потребителей к дополнительным функциональным возможностям, которые дает видеонаблюдение. Просто записи большинству уже недостаточно, им нужно использовать информацию для анализа и получения прибыли. И производители должны придумать, как это сделать, чтобы удовлетворить запросы.
Еще один важный вопрос — кибербезопасность. Впервые эта проблема всплыла в 2016 году, когда для массовых DDoS-атак на серверы крупных компаний и заражения их ботнетом Mirai были использованы IP-камеры и видеорегистраторы. Это привело к пониманию, что даже системы видеонаблюдения нуждаются в повышенной защите от несанкционированного доступа: использовании безопасных соединений, усложнении связки логин/пароль (раньше она часто была простой и устанавливалась по умолчанию), изменении прошивки.
Отправьте нам запрос
Поиск на сайте
Наши клиенты и партнеры
Недавние публикации
- В скелете вымершего псового с патагонского погребения заподозрили останки питомца индейцев 16 апреля 2024
- Что нужно для развития в России технологий ИИ, обсудили на форуме «Открытые инновации» 16 апреля 2024
- На снимках солнечного затмения заметили огромное розовое пламя 15 апреля 2024
- Найден источник крупнейшей после Большого взрыва вспышки в космосе 12 апреля 2024
- Формирование визуомоторных ассоциаций оказалось зависимо от мозжечка 12 апреля 2024