В 1978 году Даг, юный и мечтающий о больших свершениях, присутствовал в качестве зрителя на любительском турнире по гольфу. Соревнования проходили в дождь, и Фрост, наблюдая за водяными «хвостами», тянущимися за мячами, подумал: они же похожи на ракеты! Будучи поклонником любительского ракетостроения, Фрост решил реализовать оригинальную идею: запуск мяча не с помощью клюшки, а с помощью ракетной установки.
Даг Фрост, создатель и популяризатор ракетного гольфа, уже 30 лет сражается за мировое признание своего изобретения. Впоследнее время о Rocketry Golf начали писать в прессе, странный спорт показали на канале Discovery.
Первая официальная игра по ракетному гольфу прошла 23 июля 1989 года. Фрост, будучи очень посредственным гольфистом, «вызвал на бой» двух игроков-профессионалов — Джека Гайо и Джона Лау. Они прошли четыре лунки от 144 до 482 м, и Фрост выиграл у профи (которые играли обычным способом) целых три лунки!
Гибридные технологии
Правила ракетного гольфа отличаются от обычного только одной процедурой. Первый дальний удар (свинг) на каждой лунке выполняется не с помощью клюшки, а запуском специальной ракеты с мячом на носу. Перед ударом о землю мяч вышибается из ракеты, и «добивающие» удары (патты) производятся уже клюшкой.
Основная проблема, с которой столкнулся Фрост, — невысокая точность запуска в любительском ракетостроении. Плюс-минус пара десятков метров для ракеты нормально, а вот для гольфа — нет. Пришлось потрудиться. В частности, Даг разработал и запатентовал специальную пусковую установку AZ-EL (от azimuth и elevation). В ней можно настроить углы поворота и подъема с точностью до 0,5 градуса.
Кроме того, с помощью сделанных из американской липы направляющих ракете придается значительное вращение (как пуле в нарезном оружии), что делает точность запуска практически идеальной: куда направишь, туда и полетит.
В запусках используются два типа ракет — Fireball-1 (FB-1) и Fireball-3 (FB-3), полностью соответствующие требованиям NAR (Национальной ассоциации ракетного спорта). Существует еще и FB-2 — то же самое, что FB-3, но с дополнительными мерами безопасности, для новичков. Корпуса ракет сделаны из плотного картона, диаметр каждой — 2,54 см, то есть ровно один дюйм. Отличаются они длиной и мощностью двигателя.
Более крупную FB-3 можно отправить на расстояние до 600 м, на ней используются двигатели типов D или E (о любительском ракетостроении мы подробно писали в № 4’2011, в статье «Р — значит ракета»), развивающие тягу в 25−30 ньютонов. Более компактная FB-1 предназначена для точных запусков даже на небольшие расстояния (порядка 4 м), ее стартовая масса меньше, а тяга двигателя — от 8 до 15 ньютонов. Мяч приклеивается к носу ракеты так, чтобы от удара о землю он «открепился».
Игрок в ракетный гольф для первого удара должен рассчитать три параметра: угол подъема, угол поворота и количество заряда, определяющее дальность полета. Это искусство похлеще, чем расчет удара клюшкой. Особенно с учетом того, что ракеты имеют небольшие тормозные системы (стримеры), смягчающие приземление, но изменяющие финальный отрезок траектории.
Немного бюрократии
На сегодняшний день ассоциация NAR не признала ракетный гольф в качестве официального вида спорта. Связано это, в частности, с одним техническим моментом, который требует нарушения правил NAR. В соответствии с последними ни одна ракета не может запускаться под углом, меньшим чем 30° к горизонту. А в ракетном гольфе варьирование углов должно проходить в значительно более широких пределах — по сути, от 1 до 89°. Фрост уже много лет пытается добиться послабления в правилах. Но чиновники NAR непреклонны.
Принципиальная схема ракеты Fireball-3
Помимо того, ракетный гольф — это недешевое удовольствие. Вдобавок ко всем затратам на обычный гольф здесь приходится платить за расходный материал — ракеты. Самые дорогие ракеты — FB-3 с двигателем типа E — стоят $18, то есть на десять лунок может уйти порядка $200. Все необходимые инструкции, ракеты, установки можно купить в магазине на официальном сайте RGO (Rocketry Golf Organization, Организация ракетного гольфа). Фрост надеется, что спустя более чем 30 лет после рождения идеи его странный спорт все-таки приобретет всемирную популярность. Или хотя бы всеамериканскую.
(№6, Июнь 2013).