Дневник Патентоведа, продолжение.

 No. 3 О непредвиденном

Поскольку многие наши клиенты – иностранцы, то зачастую мы получаем патентную заявку, написанную патентоведом другой страны, которую предстоит перевести на английский и «причесать» в соответствии с правилами Патентного Офиса США.

Так было и на этот раз. Получили мы описание тележки, 5 рисунков и приступили к работе в январе 2015 года, приблизительно оценив работу по переделке только формулы изобретения (1 страница) и обсудив объем работ и стоимость с автором. Работа над заявкой затянулась на полгода, автор радостно присылал все новые и новые варианты тележек, которые пригодятся на всякий непредвиденный случай: например, если надо везти длинющую трубу или , к примеру, придется долго шагать по пересеченной местности. В итоге – 54 рисунка, дополнительные 15 страниц описания и формула изобретения, не имеющая ничего общего с первоначальной. И инвойс автору, не имеющий ничего общего с первоначальным. К чести автора надо сказать, что он воспринял новость стоически.

Вопросы оплаты работ по подготовке патентной заявки  – болезненная тема. Ведь ни у кого из нас нет в родственниках Билла Гейтса и даже Романа Абрамовича. Мы, со своей стороны, всегда обговариваем стоимость работ и в случае изменения объема работ – стараемся договориться об изменении стоимости с автором. Стоимость подачи иностранной заявки в США без переделки – от 700 долларов, в то время как написание новой заявки – обычно около 5000. И возможны любые варианты посередине – в зависимости от величины переделки иностранной заявки.

No. 4 Об инвесторах, для инвесторов

Клиент-изобретатель звонит по телефону, потом присылает кучу емайлов, в каждом по 10 фотографий его замечательных гитар. Я внимательно смотрю, какая собственно инновация в этом достаточно изученном инструменте, проверяю базу данных гугла. На первый взгляд, действительно что-то новенькое. И, как говорит автор, дело не столько в красоте, а в том, что исчезают паразитные гармоники, улучшается качество звука – в общем, игра стОит свеч. К тому же, технические решения просто очень эстетичные. А это всегда плюс.

Начинаю обсуждать варианты патентной защиты. Дело в том, что в таких ситуациях мы можем сделать дизайн-патент – то есть просто патент на внешний вид изделия, читай, – красиво или оригинально. А можем – на техническое решение, то есть на улучшение характеристик инструмента путем введения каких-то инновационных элементов. А лучше всего – на то, и на другое одновременно.

Вопрос лишь в том – какой суммой денег располагает автор? Выясняется, что у автора денег нет вообще.

Откладываю в сторону вопросы – зачем тогда он писал мне вообще, зачем я тратила несколько часов на изучение материала, формулировку инноваторского решения, на переписку – забудем об этом. Заглядывая в светлое будущее этого и аналогичных проектов – спрашиваю: где найти тех людей которые заинтересованы спонсировать чужие идеи? Все специалисты по продвижению бизнесов, которых я до сих пор встречала , действуют по знаменитому принципу «Утром деньги, вечером стулья». Сначала заплати за продвижение твоего бизнеса, потом мы постараемся применить наши профессиональные навыки в этом. Но за результат не отвечаем, то есть гарантировать ничего не можем, так как все зависит от того, насколько хорош Ваш бизнес, а не от тех, кто его продвигает. То есть продвижение чужих бизнесов – это тоже бизнес. За это берут деньги. И деньги вперед. Кроме того, как раскрывать инвесторам содержание изобретения, если еще не подана патентная заявка? Есть конечно договор о неразглашении информации (NDA), но инвесторы как правило не хотят его подписывать.

По идее, в стране (США), где мы живем, куча свободного капитала, и люди ищут куда его вложить, потому как лежать деньгам без движения – негоже. Хотелось бы найти тех, кому интересны сырые зарубежные проекты, раскрытые под NDA. Вложения в них маленькие, но если хоть одна компания на 50 провальных – выстрелит, то окупит все остальные и принесет прибыль. Ау? Я жду вас: reingand@us-patent.info

No. 5 Предварительный и окончательный отказы в патентовании.

Доделала ответ по патенту, где разрушаем породу около нефтедобывающих шахт с помощью акустического удара для увеличения потока нефти. Провела интервью с экзаменатором, переубедила; он согласился, что мой вариант обходит его отказ. Сказал, чтоб подавала ответ официально. Это означает, что он напишет официальное письмо в Патентный офис США, что результатом интервью было то, что достигнут консенсус – мы договорились о варианте формулы изобретения, которая обходит те существующие решения, которые к данному моменту накопал экзаменатор.

ОДНАКО: Он обещал найти новые аргументы для отказа по той формуле, которую мы предложили. Да, он согласен, что в настоящий момент это обходит его отказ, но он также знает те патентные документы, которые можно привести для отказа по новому варианту. Всего , по максимуму, мы можем получить два отказа – первый «предварительный» и второй «окончательный». После окончательного отказа пространства для маневрирования очень мало. В принципе, единственный вариант ответа – это согласиться с доводами экзаменатора. То есть, если он разрешил часть пунктов, то выпустить патент в этом ограниченном объеме, не претендуя на ВСЁ. Если же по-прежнему охота бороться за ВСЁ, то заявку на патент надо переподавать и платить пошлину по-новой, то есть 800 долларов, перезапустить экзаменование по-новой. И тогда опять будет две возможности «побороться» с экзаменатором.

Вообще, работать c патентами по нефтянке – это душещипательная тема. Там отдельный мир со своими рулевыми. Но ничего – прорвемся, и не так попадали. Фармацевтика – куда как хуже в смысле конкуренции за доходы, но и там выдюжали. Главное, что сегодня – мы выиграли.

No. 6 “Вот товарищ с востока, он танцует жестоко…»

Изобретатели бывают очень разные – иногда застенчивые интеллигентные профессора, иногда деревенские сумашедшие, иногда юные гении с портфелем вечных двигателей, иногда бабушка-пенсионерка –изобретательница от нечего делать… Перечислять можно бесконечно. Первое впечатление безусловно важно, но мы давно в нашей компании установили правило – не судить людей по одежке (первому впечатлению).

Конечно вызывает сильное удивление неумение автора изобретения пользоваться компьютером, неумение печатать, неумение рисовать на компьютере…Незнание английского уже не вызывает удивления, так как встречается довольно часто, хотя, на мой взгляд, тоже будет создавать проблемы с бизнесом в Америке. И тем не менее – вот вам сегодняшняя история, подтверждающая, что ничего нет важнее, чем энергия и инициатива самого человека.

Изобретатель из одной небольшой среднеазиатской республики прислает нам невообразимую кучу материала, причем интернет у него практически не работает, то есть – то по скайпу, то с каких-то чужих адресов. Странички в клеточку исписаны трудноразборчивым подчерком, рисунки непонятные, всё это сфотографировано на телефон, качество отвратительное. Постепенно образуется пачка больше 100 страниц. Мы под напором автора подаем предварительную заявку на русском языке «как есть» и уверены, что дальше этого дело не пойдет.

ОДНАКО – через приблизительно 12 месяцев , когда надо подавать полную заявку, автор настойчиво нам названивает, оплачивает подачу полной заявки. Мы с трудом разбираем в чем там изобретение, и подаем полную заявку. Автор платит еще 2000 долларов за подачу петиции об ускоренном экзаменовании, на что, как мне кажется, он продал последние трусы. Вообще эти 2000 если и платит кто, то преимущественно «не свои» деньги, а деньги инвесторов. А тут свои и буквально последние.

Через полгода он по гостевой виде выезжает в США, пытается тут устроиться на работу (а как без прав на иммиграцию? Да никак не устроишься). И тут поспевает положительное решение о выдаче его патентной заявки. Он обращается к иммиграционным юристам, оплачивать их работу денег конечно нет, и он берется за любую низкооплачиваемую работу – посудомойка и пр. – куда берут за кэш.

Сейчас заканчивается 6-месячный срок его туристической визы. У меня на столе лежит его патент США. Он работает в приличной фирме в Нью Йорке на основании заявки на гринкарту по статусу «выдающийся ученый», базирующейся на его американском патенте. Гринкарта конечно еще не пришла, но у него есть возможность работать по специальности. От момента подачи предварительной заявки до сегодняшнего дня прошло всего приблизительно 2 года (напомню, что первый год мы просто ждали и думали «само рассосется»)…Вот как удивительно человек поменял свою жизнь по сути за один год.

No. 7 ПОЧЕМУ ИМ НЕ СИДИТСЯ?

Успешный бизнесмен, миллионер нынче, а в далеком прошлом – выпускник одного из Петербургских технических ВУЗов – сегодня хочу рассказать о нем. Сейчас у него роскошный дом в Силиконовой долине в США, очень круглая сумма на счетах в результате продажи своей предыдущей компании одному из IT гигантов. Казалось бы – пожинай на лаврах – пальмы, яхты, кругосветные путешествия, личный самолет и пр., в общем сиди и получай маленькие и большие радости жизни в плане потребления.

Так вот нет. Он создает новый старап, ночами не спит, разрабатывает как сам продукт в техническом плане, так и оптимальные бизнес стратегии. Я имею счастье работать его патентным поверенным.

Говорят, что этот мир делают 20% людей-трудоголиков, которые работают вне зависимости от того платят им или нет. Им интересно созидать. Они-то и двигают эту планету. Причем, в эти 20% входят и такие, как мой сегодняшний герой – те, кому не надо работать, чтобы прокормить семью, купить авто или построить дом.

Я поднимаю свой бокал за тех, для кого творчество – самое большое счастье в жизни!

No. 8 «А значит нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим»

Когда патент – это часть настоящего бизнеса, когда контракты достигают миллионов долларов – тогда Вы и ваша патентная защита находятся под прицелом желающих отхватить кусок от Вашего пирога. Сам по себе документ о том, какой вы замечательный изобретатель – с золотой печатью и в рамочке – особой силы не имеет, если ничего за этим не стоит, то есть ваш бизнес ограничивается патентом на стенке кабинета. Скорее всего, Вам не страшны бури судебных разбирательств или «наезды – в том смысле, что Ваш патент нарушает чьи-то права.

Расскажу сегодня про атаку со стороны конкурентов в том случае, когда бизнес того стОит. К примеру, – диагностика утечки нефти из нефтепроводов. Причем мои клиенты умеют это делать без того, чтоб раскапывать грунт и иметь непостредственный доступ к трубопроводу, читай – дистанционно, прямо с поверхности земли «чувствуют здоровье» трубы, утопленной в грунт на 10 метров.

Их методику мы защитили целым рядом патентов, и вдруг как гром среди ясного неба – уведомление о том, что третья сторона ( кто именно – не раскрывается) заказала в Патентном Офисе США переэкзаменование базового патента нашего клиента. То есть они утверждают, что допущена ошибка , и патент не надо было нам выдавать. Надо сказать, что только госпошлина за переэкзаменование составляет 12000 долларов, а сколько заказчики заплатили юристам, которые ведут дело – можно только догадываться.

Мы со своей стороны тоже растопыриваем иголки, вытаскиваем бластеры и аннигиляторы – и бросаемся на защиту нашего клиента.

Для защита в случае переэкзаменования привлекают группу юристов. В нашей группе, работающей по этому кейсу, и патентоведы, и физики, и судебные адвокаты. И нам нужна одна победа, мы за ценой не постоим.